У К А З
М Э Р А М О С К В Ы
5 апреля 2002 г. N 20-УМ
Об основах регулирования земельных
отношений в городе Москве
В целях реализации на территории города Москвы Земельного ко-
декса Российской Федерации, конституционного права жителей Москвы
на благоприятную окружающую среду, использования городских земель
согласно их основному целевому назначению для застройки и развития
города и в соответствии с Градостроительным кодексом Российской
Федерации, предусматривающим в качестве инструмента создания бла-
гоприятной среды жизнедеятельности градостроительное планирование
развития территории:
1. Установить, что:
1.1. Отчуждению не подлежат находящиеся в государственной
собственности земельные участки:
- изъятые из оборота по основаниям, установленным статьей 27
Земельного кодекса Российской Федерации;
- ограниченные в обороте, за исключением случаев, установлен-
ных федеральным законом;
- зарезервированные для государственных и муниципальных нужд;
- земли общего пользования: земли транспортных магистралей,
улицы, площади, проезды, дороги, набережные, парки, лесопарки,
скверы, сады, бульвары, водоемы, пляжи в соответствии с перечнем,
установленным законом города Москвы;
- земельные участки, занятые объектами, не подлежащими отчуж-
дению в соответствии со статьей 21 Устава города Москвы;
- земельные участки, использование которых, а также
расположенных на них зданий, строений, сооружений или их частей,
не соответствует установленному градостроительному регламенту,
строительным, экологическим, санитарно-гигиеническим, противопо-
жарным и иным правилам и нормативам;
- земельные участки в составе земель, предусмотренных Гене-
ральным планом развития города Москвы для использования в госу-
дарственных или общественных интересах;
- земельные участки, под которыми проходят магистральные под-
земные инженерные коммуникации.
1.2. Градостроительные регламенты в соответствии со статьей
85 Земельного кодекса Российской Федерации являются обязательными
для исполнения всеми собственниками земельных участков, землеполь-
зователями, землевладельцами и арендаторами земельных участков,
независимо от форм собственности и иных прав, и определяют основу
правового режима земельных участков, в том числе при принятии ре-
шения о приватизации.
1.3. Обременения, в том числе сервитуты, установленные в со-
ответствии с законодательством в отношении земельных участков, яв-
ляются обязательными для всех собственников, землевладельцев, зем-
лепользователей и арендаторов таких земельных участков.
1.4. Граждане имеют право в соответствии со статьями 20 и 21
Земельного кодекса Российской Федерации бесплатно приобрести в
собственность не более одного земельного участка, находящегося в
их постоянном (бессрочном) пользовании или пожизненном наследуемом
владении за исключением случаев, предусмотренных пунктом 1.1 нас-
тоящего указа. Размер и границы земельных участков, приобретаемых
в собственность, определяются на основании документов, удостоверя-
ющих право постоянного (бессрочного) пользования или право пожиз-
ненного наследуемого владения ими.
1.5. В существующей застройке при формировании кондоминиума в
его состав включается земельный участок, занимаемый зданием и не-
обходимый для его эксплуатации и обслуживания, который передается
в общую долевую собственность домовладельцев бесплатно в порядке и
на условиях, определенных Федеральным законом от 15.06.96 N 72-ФЗ
"О товариществах собственников жилья" в соответствии с градострои-
тельными нормативами и правилами. Размер и границы земельного
участка определяются в соответствии с проектами межевания террито-
рии, разрабатываемыми на жилой квартал в целом.
1.6. Для нового строительства жилых зданий с целью создания
кондоминиумов земельные участки предоставляются в порядке, уста-
навливаемом Правительством Москвы в соответствии с федеральными и
городскими нормативными правовыми актами, градостроительными нор-
мативами и правилами, разработанной градостроительной документаци-
ей, градостроительными регламентами.
1.7. Планы, определяющие размер и границы земельных участков,
отчуждаемых из государственной собственности, при приватизации
зданий (строений или сооружений) разрабатываются на основании про-
ектов межевания территории с учетом исторических границ землевла-
дений в порядке, устанавливаемом Правительством Москвы.
1.8. При приватизации зданий, строений, сооружений цена выку-
па отчуждаемых одновременно с этими объектами недвижимости земель-
ных участков принимается равной тридцатикратному размеру ставки
земельного налога для соответствующей территории города за единицу
площади.
1.9. Собственникам зданий, строений, сооружений земельные
участки предоставляются исходя из условий соответствия фактическо-
го использования участка, параметров расположенных на нем объектов
недвижимости градостроительным регламентам, разработанной на осно-
ве Генерального плана развития города Москвы на период до 2020 го-
да и утвержденной градостроительной документации, установленных
особых условий в охранных и санитарно-защитных зонах, особых усло-
вий охраны окружающей среды, памятников природы, истории и культу-
ры, археологических объектов; соблюдения требований строительных,
экологических, санитарно-гигиенических, противопожарных и иных
правил и нормативов.
2. Председателю Объединенной комиссии по реализации на терри-
тории города Москвы Земельного кодекса Российской Федерации Толка-
чеву О.М. обеспечить разработку необходимых для выполнения настоя-
щего указа нормативных правовых актов.
3. Настоящий указ вступает в силу через десять дней после
официального опубликования и действует до вступления в силу закона
города Москвы, регулирующего земельные отношения в соответствии с
Земельным кодексом Российской Федерации.
4. Контроль за выполнением настоящего указа возложить на пер-
вого заместителя Мэра Москвы в Правительстве Москвы Толкачева О.М.
П.п.Мэр Москвы Ю.М.Лужков