Реклама



Типография "Визави"

vizavipress.ru. Типография. Рекламная полиграфия.

Оставьте заявку
Заявка :: Покупка квартиры
Заявка :: Продажа квартиры
Заявка :: Обмен квартиры
Заявка :: Зачет квартиры
Заявка :: Проведение сделки
Заявка :: Сдам квартиру
Заявка :: Ипотека
Заявка :: Субсидия
Заявка :: Сертификат
Заявка :: Коттедж, дом
Заявка :: Участки, земля
Заявка :: Покупка новостройки
На главную
:: все о недвижимости en    Главная страницаmail
НОВОСТРОЙКИ       ИПОТЕКА       ОБЪЕКТЫ НЕДВИЖИМОСТИ       УСЛУГИ       ИНФОРМАЦИЯ       СЕРВИСЫ       О КОМПАНИИ

Документы правительства РФ Документы президента РФ Документы правительства Москвы



Сотрудничество в области здравоохранения
Сотрудничество в области экологии и охраны окружающей среды

Документы правительства РФ >> >> Международное право, международные отношения >> Международное сотрудничество в области экологии и охраны здоровья населения

Постановление Правительства РФ от 22 февраля 2000 г. N 149

"О Федеральной целевой программе "Ядерная и радиационная

безопасность России" на 2000-2006 годы"

В целях комплексного решения проблемы обеспечения ядерной и радиационной безопасности государства Правительство Российской Федерации постановляет:

1. Утвердить прилагаемую Федеральную целевую программу "Ядерная и радиационная безопасность России" на 2000-2006 годы (далее именуется - Программа).

2. Утвердить:

Министерство Российской Федерации по атомной энергии - государственным заказчиком-координатором Программы;

Министерство Российской Федерации по атомной энергии, Министерство Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий, Министерство здравоохранения Российской Федерации, Министерство науки и технологий Российской Федерации, Министерство экономики Российской Федерации, Государственный комитет Российской Федерации по охране окружающей среды, Российское агентство по судостроению и Федеральный надзор России по ядерной и радиационной безопасности - государственными заказчиками Программы.

Во исполнение настоящего постановления издан приказ Минздрава РФ от 24 апреля 2000 г. N 139

3. Министерству экономики Российской Федерации и Министерству финансов Российской Федерации при разработке проектов федерального бюджета включать Программу в перечень федеральных целевых программ, подлежащих финансированию в 2001 - 2006 годах за счет средств федерального бюджета.

Установить, что в ходе реализации Программы отдельные мероприятия и объемы их финансирования подлежат ежегодной корректировке с учетом реальных возможностей федерального бюджета.

Финансирование в 2000 году мероприятий Программы осуществляется за счет средств, предусмотренных в федеральном бюджете на реализацию федеральных целевых программ, являющихся составной частью Программы.

4. Рекомендовать органам исполнительной власти субъектов Российской Федерации принять участие в финансировании мероприятий Программы в пределах средств бюджетов соответствующих субъектов Российской Федерации.

5. Признать утратившими силу с 1 января 2001 г.:

постановление Правительства Российской Федерации от 23 октября 1995 г. N 1030 "О Федеральной целевой программе "Обращение с радиоактивными отходами и отработавшими ядерными материалами, их утилизация и захоронение на 1996-2005 годы" (Собрание законодательства Российской Федерации, 1995, N 44, ст.4184);

постановление Правительства Российской Федерации от 2 ноября 1995 г. N 1085 "О Федеральной целевой программе "Создание Единой государственной автоматизированной системы контроля радиационной обстановки на территории Российской Федерации" (Собрание законодательства Российской Федерации, 1995, N 45, ст.4340).

6. Министерству финансов Российской Федерации и Министерству экономики Российской Федерации совместно с Министерством Российской Федерации по атомной энергии рассмотреть вопрос о включении подраздела "Обеспечение ядерной и радиационной безопасности России" в приложение 3 к Федеральному закону "О бюджетной классификации Российской Федерации".

Председатель Правительства
Российской Федерации

В.Путин

Федеральная целевая программа

"Ядерная и радиационная безопасность России"

на 2000 - 2006 годы

(утв. постановлением Правительства РФ от 22 февраля 2000 г. N 149)

      Паспорт Федеральной   целевой    программы    "Ядерная    и        
              радиационная  безопасность   России"  на   2000   -        
              2006 г.                                                    
      1. Содержание  проблемы  и  обоснование необходимости ее           
         решения программными методами                                   
      2. Цель и задачи Программы                                         
      3. Сроки и основные этапы выполнения Программы                     
      4. Система программных мероприятий                                 
      5. Ожидаемые результаты реализации Программы                       
      6. Ресурсное обеспечение Программы                                 
      7. Механизм реализации Программы                                   
      8. Организация  управления  Программой  и  контроль  за  ее        
         реализацией                                                     
      9. Социально-экономическая эффективность Программы                 

     Приложение 1. Мероприятия по реализации Федеральной  целевой        
                   программы "Ядерная и радиационная безопасность        
                   России" на 2000 - 2006 г.                             
     Приложение 2. Объемы финансирования подпрограмм  Федеральной        
                   целевой  программы  "Ядерная  и   радиационная        
                   безопасность  России"  на  2000  -  2006 годы,        
                   осуществляемого за  счет средств  федерального        
                   бюджета                                               

Паспорт

Федеральной целевой программы

"Ядерная и радиационная безопасность России"

на 2000 - 2006 годы

Наименование Программы       - Федеральная целевая программа  "Ядерная  и
                             радиационная   безопасность       России" на
                             2000 - 2006 годы

Основание для  разработки    - поручение Президента Российской  Федерации
Программы                    от 11 декабря 1996 г. N Пр-2214

Государственный              - Министерство   Российской     Федерации по
заказчик - координатор       атомной энергии
Программы

Государственные заказчики    - Министерство   Российской     Федерации по
Программы                    атомной  энергии,  Министерство   Российской
                             Федерации  по  делам  гражданской   обороны,
                             чрезвычайным    ситуациям    и    ликвидации
                             последствий стихийных бедствий, Министерство
                             здравоохранения    Российской     Федерации,
                             Министерство науки и  технологий  Российской
                             Федерации, Министерство экономики Российской
                             Федерации,        Государственный    комитет
                             Российской Федерации  по  охране  окружающей
                             среды, Российское агентство по судостроению,
                             Федеральный  надзор  России  по    ядерной и
                             радиационной безопасности

Основные      исполнители    - научно-исследовательские                 и
Программы                    опытно-конструкторские         организации и
                             предприятия     Министерства      Российской
                             Федерации по атомной  энергии,  Министерства
                             внутренних   дел    Российской    Федерации,
                             Министерства Российской Федерации  по  делам
                             гражданской обороны, чрезвычайным  ситуациям
                             и ликвидации последствий стихийных бедствий,
                             Министерства   здравоохранения    Российской
                             Федерации, Министерства  обороны  Российской
                             Федерации,     Министерства      образования
                             Российской Федерации, Министерства природных
                             ресурсов Российской Федерации,  Министерства
                             путей   сообщения   Российской    Федерации,
                             Министерства    сельского        хозяйства и
                             продовольствия     Российской     Федерации,
                             Министерства топлива и энергетики Российской
                             Федерации,      Министерства      транспорта
                             Российской Федерации, Министерства экономики
                             Российской Федерации,  Министерства  юстиции
                             Российской    Федерации,    Государственного
                             комитета  Российской  Федерации  по   охране
                             окружающей среды, Государственного  комитета
                             Российской  Федерации  по   стандартизации и
                             метрологии,    Государственного     комитета
                             Российской  Федерации  по    строительству и
                             жилищно-коммунальному             комплексу,
                             Государственного    таможенного     комитета
                             Российской  Федерации,  Федеральной   службы
                             России по  гидрометеорологии  и  мониторингу
                             окружающей   среды,    Федеральной    службы
                             безопасности      Российской      Федерации,
                             Федеральной службы лесного хозяйства России,
                             Российского   агентства   по   судостроению,
                             Федерального надзора  России  по   ядерной и
                             радиационной   безопасности,    Федерального
                             управления            медико-биологических и
                             экстремальных   проблем   при   Министерстве
                             здравоохранения    Российской     Федерации,
                             Российской   академии    наук,    Российской
                             академии архитектуры  и  строительных  наук,
                             Российской   академии   медицинских    наук,
                             Российской   академии   сельскохозяйственных
                             наук,  а  также  Российский  научный   центр
                             "Курчатовский     институт"         и другие
                             организации,  определяемые   на   конкурсной
                             основе в соответствии с Федеральным  законом
                             "О  конкурсах  на  размещение     заказов на
                             поставки товаров, выполнение работ, оказание
                             услуг для государственных нужд"

Основные     разработчики    - Министерство   Российской     Федерации по
Программы                    атомной  энергии,  государственный   научный
                             центр                             Российской
                             Федерации - Физико-энергетический   институт
                             имени академика А.И.Лейпунского

Цель  и  основные  задачи    - целью   Программы   является   комплексное
Программы                    решение  проблемы  обеспечения     ядерной и
                             радиационной    безопасности    государства,
                             направленное  на   снижение   до   социально
                             приемлемого   уровня   риска   радиационного
                             воздействия на человека и среду его обитания
                             объектов  использования  атомной   энергии и
                             источников      ионизирующего      излучения
                             техногенного и природного происхождения.
                              Основными задачами Программы являются:
                              комплексное решение  проблемы   обращения с
                             радиоактивными  отходами   и   отработавшими
                             ядерными материалами для  предотвращения  их
                             вредного   воздействия   на       человека и
                             окружающую среду;
                              обеспечение    ядерной    и    радиационной
                             безопасности предприятий ядерного топливного
                             цикла;
                              обеспечение  безопасности     действующих и
                             выводимых    из     эксплуатации     атомных
                             электростанций, опытных и  исследовательских
                             реакторов,  критических   и   подкритических
                             стендов;
                              развитие     перспективных      направлений
                             использования атомной энергии с обеспечением
                             повышенного уровня  ядерной  и  радиационной
                             безопасности,  в  том  числе  для  замещения
                             более  опасных  в  экологическом   отношении
                             технологий;
                              совершенствование    системы    подготовки,
                             переподготовки  и   повышения   квалификации
                             кадров  в  области   использования   атомной
                             энергии;
                              разработка системы государственного учета и
                             контроля  ядерных   материалов   и   системы
                             государственного    учета     и     контроля
                             радиоактивных   веществ   и    радиоактивных
                             отходов;
                              совершенствование физической защиты ядерных
                             материалов,  ядерных  установок  и   пунктов
                             хранения ядерных материалов;
                              обеспечение    ядерной    и    радиационной
                             безопасности         на         предприятиях
                             судостроительной          промышленности при
                             строительстве, ремонте и утилизации  атомных
                             подводных  лодок  и  надводных    кораблей с
                             ядерными     энергетическими     установками
                             Военно-Морского  Флота,  а  также    судов с
                             ядерными энергетическими установками и судов
                             атомного    технологического    обслуживания
                             Министерства      транспорта      Российской
                             Федерации;
                              обеспечение готовности органов  управления,
                             сил    и    средств        территориальных и
                             функциональных       подсистем        единой
                             государственной  системы    предупреждения и
                             ликвидации    чрезвычайных        ситуаций к
                             выполнению   задач   по     предупреждению и
                             ликвидации последствий чрезвычайных ситуаций
                             радиационного   характера   на    территории
                             Российской Федерации;
                              совершенствование существующих и разработка
                             новых технологий реабилитации  территорий  и
                             промышленных     объектов,      подвергшихся
                             радиоактивному загрязнению;
                              совершенствование государственного контроля
                             радиационной   обстановки   на    территории
                             Российской Федерации;
                              обеспечение   радиационной    безопасности,
                             связанной с  функционированием  промышленных
                             предприятий,    использующих         в своей
                             деятельности материалы, содержащие природные
                             радионуклиды;
                              развитие   и   совершенствование    системы
                             медико-санитарного  обслуживания  и   охраны
                             труда       работников       ядерно-       и
                             радиационно-опасных объектов и  групп  риска
                             населения, подверженных  повышенным  уровням
                             радиационного воздействия;
                              ведение   информационно-аналитических   баз
                             данных в области охраны здоровья населения и
                             работников  объектов  использования  атомной
                             энергии при воздействии различных источников
                             ионизирующего излучения;
                              разработка методов и средств  долгосрочного
                             прогнозирования безопасного функционирования
                             объектов использования атомной  энергии  для
                             человека и окружающей среды;
                              разработка   и    введение    в    действие
                             федеральных  норм   и   правил   в   области
                             использования        атомной        энергии,
                             устанавливающих   требования    к    ядерной
                             безопасности  и  радиационной   безопасности
                             (технические    и    санитарно-гигиенические
                             аспекты), к физической  защите,  к   учету и
                             контролю ядерных  материалов,  радиоактивных
                             веществ и радиоактивных отходов

Сроки и этапы  реализации    - 2000 - 2006 годы:
Программы                    I этап - 2000-2001 годы;
                             II этап - 2002-2003 годы;
                             III этап - 2004-2006 годы

Перечень подпрограмм          - Программа включает в себя 20 подпрограмм:
                              обращение  с  радиоактивными     отходами и
                             отработавшими   ядерными     материалами, их
                             утилизация и захоронение;
                              безопасность атомной промышленности России;
                              безопасность   атомных     электростанций и
                             исследовательских ядерных установок;
                              атомные    электростанции     и     ядерные
                             энергетические установки нового поколения  с
                             повышенной безопасностью;
                              совершенствование    системы    подготовки,
                             переподготовки  и   повышения   квалификации
                             кадров;
                              организация системы государственного  учета
                             и  контроля  ядерных  материалов  и  системы
                             государственного    учета     и     контроля
                             радиоактивных   веществ   и    радиоактивных
                             отходов;
                              ядерная  и  радиационная    безопасность на
                             предприятиях                судостроительной
                             промышленности;
                              защита   населения    и       территорий от
                             последствий возможных радиационных аварий;
                              методическое  обеспечение  деятельности  по
                             защите населения и реабилитации  территорий,
                             подвергшихся радиоактивному загрязнению;
                              создание       Единой       государственной
                             автоматизированной     системы      контроля
                             радиационной   обстановки   на    территории
                             Российской Федерации;
                              снижение  уровня  облучения     населения и
                             техногенного  загрязнения  окружающей  среды
                             природными радионуклидами;
                              организация единой государственной  системы
                             контроля   и   учета      индивидуальных доз
                             облучения граждан и состояние здоровья групп
                             риска  населения,  подверженных   повышенным
                             уровням  радиационного воздействия;

О единой государственной системе контроля и учета индивидуальных доз облучения граждан см. приказ Минздрава РФ от 31 июля 2000 г. N 298

                             организация системы медицинского
                             обслуживания и охраны труда работников,
                             подверженных облучению на производстве;
                             организация системы медицинского
                             обслуживания лиц из групп риска населения            ,
                             подверженных повышенным уровням
                             радиационного воздействия;
                             оказание специализированной медицинской
                             помощи при ликвидации последствий
                             радиационных аварий;
                             средства и методы исследования и анализа
                             воздействия ядерно- и радиационно-опасных
                             объектов на природную среду и человека;
                             методы анализа и обоснования безопасности
                             ядерно- и радиационно-опасных объектов;
                             стратегия обеспечения ядерной и
                             радиационной безопасности России;
                             разработка федеральных норм и правил по
                             ядерной безопасности и радиационной
                             безопасности (технические аспекты);
                             разработка федеральных норм и правил по
                             радиационной безопасности
                             (санитарно-гигиенические аспекты)

Объем     и     источники    - объем финансирования Программы  составляет
финансирования Программы     7616,33 млн.рублей   (без   учета    средств
                             бюджетов  субъектов  Российской   Федерации,
                             объем  которых   определяется   в   процессе
                             реализации Программы).
                              Источники финансирования:
                              а) средства     федерального      бюджета -
                             6066,33 млн.рублей,     в          том числе
                             2075,55 млн.рублей  -  затраты            на
                             научно-исследовательские                   и
                             опытно-конструкторские               работы,
                             3410,7 млн.рублей - расходы  на  инвестиции,
                             580,08 млн.рублей - прочие расходы;
                              б) внебюджетные источники - 1550 млн.рублей
                             (направляются на выполнение  мероприятий  по
                             мере их получения)

Ожидаемые        конечные    - разработка  и  использование   современных
результаты     реализации    технологий  безопасного  ведения     работ в
Программы                    области  обращения с радиоактивными отходами
                             и    отработавшими   ядерными   материалами,
                             утилизации и надежной изоляции радиоактивных
                             отходов и отработавших ядерных материалов;
                              разработка  и  внедрение  на   предприятиях
                             ядерного    топливного    цикла     ядерно-,
                             радиационно-,  взрыво-  и   пожаробезопасных
                             технологий, а также оборудования  повышенной
                             безопасности;
                              совершенствование    систем     оперативной
                             диагностики  состояния  узлов,  оборудования
                             атомных электростанций  и  исследовательских
                             ядерных  установок,  повышение  технического
                             уровня их обслуживания;
                              разработка проектов  перспективных  ядерных
                             реакторов различного назначения и  различных
                             типов  с  повышенным   уровнем     ядерной и
                             радиационной  безопасности   и   улучшенными
                             технико-экономическими характеристиками;
                              обучение    эксплуатационного     персонала
                             объектов  использования  атомной   энергии с
                             применением  создаваемых   для     этой цели
                             современных технических средств и на  основе
                             учебно-методических  разработок,  включающих
                             элементы     психологической      подготовки
                             персонала  к  деятельности  в  экстремальных
                             условиях;
                              создание  и  обеспечение   функционирования
                             системы государственного  учета  и  контроля
                             ядерных      материалов      и       системы
                             государственного    учета     и     контроля
                             радиоактивных   веществ   и    радиоактивных
                             отходов;
                              предотвращение   ядерного      терроризма и
                             снижение  вероятности  потерь,     хищений и
                             несанкционированного  использования  ядерных
                             материалов;
                              разработка         проектно-конструкторской
                             документации   и    технологических    схем,
                             обеспечивающих   ядерную   и    радиационную
                             безопасность   при   утилизации   реакторных
                             отсеков  атомных подводных лодок,  надводных
                             кораблей и судов и при обращении  с  ядерным
                             топливом  и   радиоактивными     отходами на
                             предприятиях                судостроительной
                             промышленности;
                              снижение   риска   превышения    допустимых
                             пределов    доз     облучения     населения,
                             минимизация количества облучаемых лиц и  доз
                             облучения     в     случае     возникновения
                             радиационных аварий, а также  уменьшение  их
                             последствий для  территорий  и  промышленных
                             объектов;
                              возврат в сферу хозяйственной  деятельности
                             промышленных объектов,  сельскохозяйственных
                             угодий  и  других  территорий,  подвергшихся
                             радиоактивному  загрязнению   в   результате
                             реализации    оборонных         программ или
                             чрезвычайных     ситуаций      радиационного
                             характера;
                              разработка и  обеспечение  функционирования
                             современной      Единой      государственной
                             автоматизированной     системы      контроля
                             радиационной   обстановки   на    территории
                             Российской Федерации;
                              снижение уровня облучения людей  природными
                             радионуклидами в быту и на  производстве,  а
                             также    техногенного        загрязнения ими
                             окружающей среды;
                              разработка    современных         методик и
                             оборудования  для  проведения   медицинского
                             обследования,   профилактики    и    лечения
                             работников  ядерно-  и   радиационно-опасных
                             объектов   и    групп    риска    населения,
                             подверженных       повышенным        уровням
                             радиационного воздействия;
                              создание  и  обеспечение   функционирования
                             единой государственной  системы   контроля и
                             учета индивидуальных доз облучения  граждан,
                             осуществление                государственной
                             радиационно-эпидемиологической   регистрации
                             лиц,    пострадавших    от     радиационного
                             воздействия  и  подвергшихся   радиационному
                             облучению  в  результате     чернобыльской и
                             других радиационных катастроф и  инцидентов,
                             ведение   единого    медико-дозиметрического
                             регистра работников атомной  промышленности.
                             Проведение         радиационно-гигиенической
                             паспортизации организаций и территорий;
                              разработка научно обоснованной долгосрочной
                             стратегии обеспечения ядерной и радиационной
                             безопасности для человека и окружающей среды
                             при   использовании   атомной      энергии в
                             различных отраслях экономики, медицине,  при
                             проведении научных исследований;
                              совершенствование нормативной правовой базы
                             в части определения  требований  безопасного
                             использования атомной  энергии  в  различных
                             отраслях экономики, медицине, при проведении
                             научных исследований

Система    контроля    за    - координация  деятельности  по   выполнению
исполнением Программы        мероприятий     Программы     осуществляется
                             Министерством   Российской      Федерации по
                             атомной  энергии.  Контроль  за  реализацией
                             Программы    осуществляется    в    порядке,
                             установленном для  контроля  за  реализацией
                             федеральных целевых программ

1. Содержание проблемы и обоснование необходимости

ее решения программными методами

Федеральная целевая программа "Ядерная и радиационная безопасность России" (далее именуется - Программа) разработана в соответствии с поручением Президента Российской Федерации от 11 декабря 1996 г. N Пр-2214.

В результате производства оружейных ядерных материалов, работы атомных электростанций, деятельности предприятий ядерного топливного цикла, эксплуатации атомных подводных лодок, надводных кораблей и судов с ядерными энергетическими установками и в результате других видов деятельности в области использования атомной энергии на территории Российской Федерации накоплено значительное количество радиоактивных отходов и отработавшего ядерного топлива, обращение с которыми представляет серьезную задачу.

Неблагополучная радиационная обстановка сложилась на территориях, пострадавших в результате аварий на Чернобыльской атомной электростанции и на других ядерно- и радиационно-опасных объектах, а также в местах утилизации кораблей и судов с ядерными энергетическими установками.

В связи с дальнейшим развитием атомной энергетики, использованием атомной энергии в мирных и оборонных целях, применением источников ионизирующего излучения в медицине, промышленности и сельском хозяйстве одной из важнейших составляющих национальной безопасности государства становится обеспечение ядерной и радиационной безопасности.

Сложность решения проблемы обусловлена тем, что ранее не уделялось должного внимания разработке методологии комплексного анализа вопросов обеспечения ядерной и радиационной безопасности России и долгосрочного прогнозирования ее состояния.

Целью государственной политики в современных условиях должны стать минимизация радиационного воздействия на человека и среду его обитания путем значительного повышения безопасности действующих и проектируемых объектов использования атомной энергии, обеспечение безопасности при обращении с радиоактивными отходами и отработавшими ядерными материалами, проведение специальных мер по радиационной защите населения и реабилитации загрязненных территорий, по физической защите ядерных материалов и ядерных установок.

Проблема ядерной и радиационной безопасности России требует единого подхода на государственном уровне к оценке объектов радиационной опасности и разработке мер и критериев по обеспечению их безопасного функционирования для человека и окружающей среды.

В Программе система критериев, обеспечивающих безопасность для человека и среды его обитания, формируется на основе концепции социально приемлемого риска, которая применима к любому виду природного и техногенного воздействия на человека и окружающую среду, в том числе связанному с атомной энергией и ионизирующим излучением. Социально приемлемым условием в случае оценки риска возможных тяжелых аварий с радиоактивными выбросами катастрофического уровня является полное исключение подобных аварий. Для случаев возможных радиационных инцидентов должны быть предусмотрены социальные меры защиты населения и организация его жизнедеятельности в условиях повышенного радиационного воздействия.

Задачи ядерной и радиационной безопасности в настоящее время решаются в рамках многочисленных федеральных целевых программ ("Обращение с радиоактивными отходами и отработавшими ядерными материалами, их утилизация и захоронение на 1996-2005 годы", "Создание Единой государственной автоматизированной системы контроля радиационной обстановки на территории Российской Федерации" и др.), программ различных федеральных органов исполнительной власти и органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации.

Нескоординированность указанных программ приводит к дублированию ряда вопросов, рассматриваемых в программах, мероприятия некоторых программ лишь косвенно влияют на ядерную и радиационную безопасность, отсутствует единое понимание принципов и критериев в области ядерной и радиационной безопасности. Ситуация усложняется также отсутствием надлежащего финансирования.

Указанные обстоятельства обуславливают необходимость решения проблемы обеспечения ядерной и радиационной безопасности программно-целевым методом с включением всех аспектов этой проблемы, решаемых сегодня в рамках отдельных программ, в единую федеральную целевую программу.

Для реализации настоящей Программы предполагается скоординировать деятельность заинтересованных федеральных органов исполнительной власти, органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации и организаций независимо от формы собственности.

Комплексное решение проблемы обеспечения ядерной и радиационной безопасности в рамках Программы позволит сократить затраты бюджетных средств за счет исключения дублирования мероприятий, предусмотренных в ряде существующих программ, сконцентрировать усилия на решении первоочередных задач в этой области с использованием современных методов и средств анализа и прогнозирования, а также разработать долгосрочную стратегию обеспечения ядерной и радиационной безопасности государства.

Обеспечение ядерной и радиационной безопасности на предприятиях ядерного оружейного комплекса осуществляется в увязке с Программой. Реализация конкретных мероприятий и их финансирование осуществляются в соответствии с постановлениями Правительства Российской Федерации, принимаемыми по данному вопросу.

Вопросы оказания социальной помощи населению, подвергшемуся радиационному воздействию в различных регионах Российской Федерации, решаются в рамках действующих президентских и федеральных целевых программ, государственным заказчиком которых является Министерство Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий.

2. Цель и задачи Программы

Основной целью Программы является комплексное решение проблемы обеспечения ядерной и радиационной безопасности государства, направленное на снижение до социально приемлемого уровня риска радиационного воздействия на человека и среду его обитания объектов использования атомной энергии и источников ионизирующего излучения техногенного и природного происхождения.

Для достижения этой цели необходимо обеспечить выполнение следующих основных задач:

комплексное решение проблемы обращения с радиоактивными отходами и отработавшими ядерными материалами для предотвращения их вредного воздействия на человека и окружающую среду;

обеспечение ядерной и радиационной безопасности предприятий ядерного топливного цикла;

обеспечение безопасности действующих и выводимых из эксплуатации атомных электростанций, опытных и исследовательских реакторов, критических и подкритических стендов;

развитие перспективных направлений использования атомной энергии с обеспечением повышенного уровня ядерной и радиационной безопасности, в том числе для замещения более опасных в экологическом отношении технологий;

совершенствование системы подготовки, переподготовки и повышения квалификации кадров в области использования атомной энергии;

разработка системы государственного учета и контроля ядерных материалов и системы государственного учета и контроля радиоактивных веществ и радиоактивных отходов;

совершенствование физической защиты ядерных материалов, ядерных установок и пунктов хранения ядерных материалов;

обеспечение ядерной и радиационной безопасности на предприятиях судостроительной промышленности при строительстве, ремонте и утилизации атомных подводных лодок и надводных кораблей с ядерными энергетическими установками Военно-Морского Флота, а также судов с ядерными энергетическими установками и судов атомного технологического обслуживания Министерства транспорта Российской Федерации;

обеспечение готовности органов управления, сил и средств территориальных и функциональных подсистем единой государственной системы предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций к выполнению задач по предупреждению и ликвидации последствий чрезвычайных ситуаций радиационного характера на территории Российской Федерации;

совершенствование существующих и разработка новых технологий реабилитации территорий и промышленных объектов, подвергшихся радиоактивному загрязнению;

совершенствование государственного контроля радиационной обстановки на территории Российской Федерации;

обеспечение радиационной безопасности, связанной с функционированием промышленных предприятий, использующих в своей деятельности материалы, содержащие природные радионуклиды;

развитие и совершенствование системы медико-санитарного обслуживания и охраны труда работников ядерно- и радиационно-опасных объектов и групп риска населения, подверженных повышенным уровням радиационного воздействия;

ведение информационно-аналитических баз данных в области охраны здоровья населения и работников объектов использования атомной энергии при воздействии различных источников ионизирующего излучения;

разработка методов и средств долгосрочного прогнозирования безопасного функционирования объектов использования атомной энергии для человека и окружающей среды;

разработка и введение в действие федеральных норм и правил в области использования атомной энергии, устанавливающих требования к ядерной безопасности и радиационной безопасности (технические и санитарно-гигиенические аспекты), к физической защите, к учету и контролю ядерных материалов, радиоактивных веществ и радиоактивных отходов.

Решение указанных задач осуществляется на основе федеральных законов "Об использовании атомной энергии", "О радиационной безопасности населения" и других нормативных правовых актов, а также с учетом основных принципов обеспечения радиационной безопасности:

непревышение допустимых пределов индивидуальных доз облучения граждан от всех источников ионизирующего излучения (принцип нормирования);

запрещение всех видов деятельности по использованию источников ионизирующего излучения, при которых полученная для человека и общества польза не превышает риск возможного вреда, причиненного дополнительным к естественному радиационному фону облучением (принцип обоснования);

поддержание на возможно низком и достижимом уровне с учетом экономических и социальных факторов индивидуальных доз облучения и числа облучаемых лиц при использовании любого источника ионизирующего излучения (принцип оптимизации).

3. Сроки и основные этапы выполнения Программы

Программа рассчитана на 7 лет и ее планируется выполнить в 3 этапа.

На I этапе (2000 - 2001 годы) предусматривается определить наиболее эффективные пути и меры, направленные на преодоление негативных последствий использования атомной энергии и источников ионизирующего излучения техногенного и природного происхождения. Разрабатываются научные, нормативные, методические и организационные основы для дальнейшей реализации мероприятий Программы. Уточняются возможности и разрабатывается механизм привлечения и использования для выполнения Программы средств федерального бюджета, средств бюджетов субъектов Российской Федерации и внебюджетных источников.

На II этапе (2002 - 2003 годы) планируется обеспечить согласованное и взаимоувязанное выполнение мероприятий Программы по всем подпрограммам.

На III этапе (2004 - 2006 годы) планируется обеспечить реализацию основных положений Программы, а также на основе разработанной в рамках Программы долгосрочной стратегии обеспечения ядерной и радиационной безопасности для человека и окружающей среды определить дальнейшие мероприятия в указанной области.

Действие Программы может быть продлено в установленном порядке на более длительный срок.

4. Система программных мероприятий

В целях реализации Программы планируется осуществить комплекс взаимоувязанных и скоординированных мероприятий, предусмотренных в 20 подпрограммах, которые структурно объединены в 5 разделов (приложение N 1).

По разделу I "Ядерно- и радиационно-опасные объекты" планируется осуществить следующие основные мероприятия:

совершенствование технологий обращения с радиоактивными отходами и отработавшими ядерными материалами;

создание пунктов захоронения и хранилищ радиоактивных отходов и отработавшего ядерного топлива;

реализация мероприятий по обеспечению экологической безопасности в районах, где проводились подземные ядерные взрывы в мирных целях;

совершенствование технологий обращения с радиоактивными отходами, образующимися при эксплуатации и утилизации судов с ядерными энергетическими установками Министерства транспорта Российской Федерации;

разработка и внедрение перспективных ядерно-, радиационно-, взрыво- и пожаробезопасных технологий, а также оборудования повышенной безопасности;

повышение уровня технического обслуживания и ремонта систем и оборудования атомных электростанций;

создание системы предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций на атомных электростанциях и других ядерно- и радиационно-опасных объектах, включающей кризисные и консультационно-исследовательские центры;

развитие материально-технической и организационной базы аварийно-спасательных формирований Министерства Российской Федерации по атомной энергии с целью обеспечения готовности их для проведения аварийно-спасательных работ;

проведение научно-исследовательских и опытно-конструкторских работ по повышению ядерной и радиационной безопасности топливного цикла атомной энергетики с использованием ядерных реакторов на быстрых нейтронах;

разработка и внедрение учебно-методического обеспечения и современных технических средств обучения, включая полномасштабные тренажеры, в учебно-тренировочных пунктах и центрах на атомных электростанциях и предприятиях ядерного топливного цикла;

совершенствование учета и контроля ядерных материалов, радиоактивных веществ и радиоактивных отходов, а также физической защиты объектов использования атомной энергии;

разработка транспортно-технологических схем обращения с отработавшим ядерным топливом, радиоактивными отходами и реакторными отсеками на предприятиях судостроительной промышленности.

По разделу II "Защита населения, реабилитация загрязненных территорий и контроль радиационной обстановки" планируется осуществить следующие основные мероприятия:

разработка современных средств индивидуальной и коллективной защиты населения и личного состава формирований, участвующих в ликвидации последствий чрезвычайных ситуаций;

совершенствование автоматизированной информационно-управляющей системы предупреждения и действий в чрезвычайных ситуациях применительно к радиационным авариям;

разработка необходимой нормативно-методической базы в соответствии с законодательством Российской Федерации в области защиты населения и территорий от чрезвычайных радиационных ситуаций природного и техногенного характера;

техническое и организационное обеспечение Единой государственной автоматизированной системы контроля радиационной обстановки на территории Российской Федерации (ЕГАСКРО);

проведение эколого-гигиенических обследований территорий, объектов и групп риска населения, подверженных повышенным уровням облучения природными радионуклидами;

осуществление реабилитационных мероприятий на территориях и объектах с установленными высокими уровнями содержания радона и других природных радионуклидов.

По разделу III "Охрана здоровья населения и профессиональных работников при различных видах радиационного воздействия" планируется осуществить следующие основные мероприятия:

разработка и функционирование единой государственной системы контроля и учета индивидуальных доз облучения граждан;

выполнение научно-исследовательских и опытно-конструкторских работ по изучению условий труда, состояния здоровья персонала ядерно- и радиационно-опасных объектов, разработка средств и методов профилактики, диагностики и лечения профессиональных заболеваний;

совершенствование системы и средств индивидуальной защиты персонала ядерно- и радиационно-опасных производств;

совершенствование системы медико-санитарного обслуживания населения, включая радиационный контроль продовольственного сырья и пищевых продуктов;

обеспечение постоянной готовности к действиям в условиях аварийных ситуаций радиационно-гигиенических специализированных формирований федерального, регионального и ведомственного уровней.

По разделу IV "Научно-методическое обеспечение деятельности в области ядерной и радиационной безопасности" планируется осуществить следующие основные мероприятия:

разработка современных методов и средств исследования, анализ поведения радиоактивных веществ в природных средах (гидросфере, атмосфере и биосфере) и оценка состояния радиационно-загрязненных экосистем;

развитие научно-методической базы и программных средств вероятностного анализа безопасности ядерно- и радиационно-опасных объектов;

разработка научных основ анализа и методов оценки риска в применении к задачам обеспечения радиационной безопасности человека и окружающей среды;

концептуальные исследования с целью обоснования новых проектов ядерных энергетических установок и других ядерно- и радиационно-опасных объектов с предельно возможной самозащищенностью, включая разработку принципов создания новых технологий переработки отработавших ядерных материалов с целью уменьшения экологического риска;

разработка долгосрочной стратегии, принципов и критериев обеспечения ядерной и радиационной безопасности России с учетом внедрения современных технологий в области использования атомной энергии.

По разделу V "Нормативное обеспечение государственного регулирования ядерной и радиационной безопасности в области использования атомной энергии" планируется осуществить следующие основные мероприятия:

разработка критериев, принципов и основных требований по обеспечению ядерной и радиационной безопасности действующих и проектируемых атомных электростанций;

разработка федеральных норм и правил по ядерной и радиационной безопасности предприятий и производств ядерного топливного цикла;

разработка санитарных норм и правил по радиационной безопасности персонала ядерно- и радиационно-опасных объектов;

разработка санитарных норм и правил по радиационной безопасности населения.

5. Ожидаемые результаты реализации Программы

В результате реализации мероприятий, предусмотренных Программой, будут обеспечены:

разработка и использование современных технологий безопасного ведения работ в области обращения с радиоактивными отходами и отработавшими ядерными материалами, утилизации и надежной изоляции радиоактивных отходов и отработавших ядерных материалов;

разработка и внедрение на предприятиях ядерного топливного цикла ядерно-, радиационно-, взрыво- и пожаробезопасных технологий, а также оборудования повышенной безопасности;

совершенствование систем оперативной диагностики состояния узлов, оборудования атомных электростанций и исследовательских ядерных установок, повышение технического уровня их обслуживания;

разработка проектов перспективных ядерных реакторов различного назначения и различных типов с повышенным уровнем ядерной и радиационной безопасности и улучшенными технико-экономическими характеристиками;

обучение эксплуатационного персонала объектов использования атомной энергии с применением создаваемых для этой цели современных технических средств и на основе учебно-методических разработок, включающих элементы психологической подготовки персонала к деятельности в экстремальных условиях;

создание и обеспечение функционирования системы государственного учета и контроля ядерных материалов и системы государственного учета и контроля радиоактивных веществ и радиоактивных отходов;

предотвращение ядерного терроризма и снижение вероятности потерь, хищений и несанкционированного использования ядерных материалов;

разработка проектно-конструкторской документации и технологических схем, обеспечивающих ядерную и радиационную безопасность при утилизации реакторных отсеков атомных подводных лодок, надводных кораблей и судов и при обращении с ядерным топливом и радиоактивными отходами на предприятиях судостроительной промышленности;

снижение риска превышения допустимых пределов доз облучения населения, минимизация количества облучаемых лиц и доз облучения в случае возникновения радиационных аварий, а также уменьшение их последствий для территорий и промышленных объектов;

возврат в сферу хозяйственной деятельности промышленных объектов, сельскохозяйственных угодий и других территорий, подвергшихся радиоактивному загрязнению в результате реализации оборонных программ или чрезвычайных ситуаций радиационного характера;

разработка и обеспечение функционирования современной Единой государственной автоматизированной системы контроля радиационной обстановки на территории Российской Федерации;

снижение уровня облучения людей природными радионуклидами в быту и на производстве, а также техногенного загрязнения ими окружающей среды;

разработка современных методик и оборудования для проведения медицинского обследования, профилактики и лечения работников ядерно- и радиационно-опасных объектов и групп риска населения, подверженных повышенным уровням радиационного воздействия;

создание и обеспечение функционирования единой государственной системы контроля и учета индивидуальных доз облучения граждан, осуществление государственной радиационно-эпидемиологической регистрации лиц, пострадавших от радиационного воздействия и подвергшихся радиационному облучению в результате чернобыльской и других радиационных катастроф и инцидентов, ведение единого медико-дозиметрического регистра работников атомной промышленности. Проведение радиационно-гигиенической паспортизации организаций и территорий;

разработка научно обоснованной долгосрочной стратегии обеспечения ядерной и радиационной безопасности для человека и окружающей среды при использовании атомной энергии в различных отраслях экономики, медицине, при проведении научных исследований;

совершенствование нормативной правовой базы в части определения требований безопасного использования атомной энергии в различных отраслях экономики, медицине, при проведении научных исследований.

6. Ресурсное обеспечение Программы

Финансирование Программы осуществляется за счет следующих источников:

средства федерального бюджета;

средства бюджетов субъектов Российской Федерации;

внебюджетные источники, включая средства предприятий и организаций, эксплуатирующих объекты использования атомной энергии.

Финансирование в 2000 году мероприятий Программы осуществляется за счет средств, предусмотренных Федеральным законом "О федеральном бюджете на 2000 год" на реализацию федеральных целевых программ, являющихся составной частью Программы.

В ходе реализации Программы отдельные мероприятия, объемы и источники их финансирования подлежат ежегодной корректировке на основе анализа полученных результатов и с учетом реальных возможностей федерального бюджета.

Объем финансирования Программы без учета средств бюджетов субъектов Российской Федерации составляет 7616,33 млн. рублей, в том числе 6066,33 млн.рублей - за счет средств федерального бюджета, 1550 млн.рублей - внебюджетные источники (направляются на выполнение мероприятий Программы по мере их получения).

Мероприятия Программы и их финансирование за счет средств федерального бюджета представлены в приложении N 1. Для выполнения мероприятий Программы на I этапе (2000-2001 годы) потребуется 1090,83 млн.рублей, на II этапе (2002-2003 годы) - 1676,78 млн.рублей, на III этапе (2004-2006 годы) - 3298,72 млн.рублей.

Распределение по подпрограммам средств федерального бюджета, направляемых на научно-исследовательские и опытно-конструкторские работы, инвестиции и прочие расходы, представлено в приложении N 2. Общий объем ассигнований, выделяемых на выполнение научно-исследовательских и опытно-конструкторских работ, составляет 2075,55 млн.рублей, на инвестиции - 3410,7 млн. рублей, на прочие расходы - 580,08 млн.рублей.

Участие в реализации Программы и финансировании мероприятий по повышению безопасности ядерно- и радиационно-опасных объектов за счет средств бюджетов субъектов Российской Федерации определяется соглашениями между государственными заказчиками Программы и соответствующими субъектами Российской Федерации.

7. Механизм реализации Программы

Государственными заказчиками Программы являются Министерство Российской Федерации по атомной энергии (координатор Программы), Министерство Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий, Министерство здравоохранения Российской Федерации, Министерство науки и технологий Российской Федерации, Министерство экономики Российской Федерации, Государственный комитет Российской Федерации по охране окружающей среды, Российское агентство по судостроению, Федеральный надзор России по ядерной и радиационной безопасности.

Государственный заказчик-координатор организует работу государственных заказчиков Программы.

Государственный заказчик-координатор Программы с учетом финансовых средств, выделяемых на реализацию Программы из различных источников, и предварительных результатов ее выполнения уточняет мероприятия Программы, промежуточные сроки их реализации и объемы финансирования.

Финансирование работ по Программе за счет средств федерального бюджета производится целевым назначением через государственных заказчиков или головных исполнителей программных мероприятий в соответствии с приложением N 1 и по направлениям расходов в соответствии с приложением N 2.

Выполнение мероприятий Программы организациями и предприятиями осуществляется посредством заключения государственных контрактов.

В случае наличия нескольких предприятий (организаций), имеющих право на основании законодательства Российской Федерации участвовать в выполнении программных мероприятий, конкретные исполнители определяются на конкурсной основе в соответствии с Федеральным законом "О конкурсах на размещение заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных нужд".

Проработка в рамках Программы различных аспектов обеспечения ядерной и радиационной безопасности в отраслях экономики и регионах Российской Федерации, выявляемых в процессе ее реализации, осуществляется в соответствии с решением дирекции Программы.

8. Организация управления Программой

и контроль за ее реализацией

Организация управления Программой и контроль за ходом ее реализации возлагаются на Министерство Российской Федерации по атомной энергии.

Государственный заказчик-координатор и государственные заказчики Программы осуществляют свои функции во взаимодействии с заинтересованными федеральными органами исполнительной власти, органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации и органами местного самоуправления.

Для осуществления текущего управления Программой создается дирекция, которую возглавляет первый заместитель Министра Российской Федерации по атомной энергии. В состав дирекции входят представители всех государственных заказчиков. В работе дирекции могут принимать участие представители других заинтересованных федеральных органов исполнительной власти. Состав и положение о дирекции утверждаются государственным заказчиком-координатором Программы.

Бюджетная заявка на ассигнования из федерального бюджета для финансирования Программы разрабатывается и представляется в установленном порядке государственным заказчиком-координатором Программы.

С целью организации экспертизы материалов, поступивших от участников конкурса на участие в выполнении программных мероприятий, промежуточных результатов выполнения Программы, оценки обоснованности запросов на финансирование и материально-техническое обеспечение проектов, а также для рассмотрения других научно-технических вопросов при Министерстве Российской Федерации по атомной энергии создается межведомственный совет из ученых и специалистов заинтересованных федеральных органов исполнительной власти, органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации и организаций в области обеспечения ядерной и радиационной безопасности. Состав и положение о межведомственном совете утверждаются Министерством Российской Федерации по атомной энергии.

Государственный заказчик-координатор совместно с государственными заказчиками Программы обеспечивает в установленном по
Заголовок: Постановление Правительства РФ от 22 февраля 2000 г. N 149 "О федеральной целевой программе "Ядерная и радиационная безопасность России" на 2000-2006 годы"
Тип документа: Постановление Программа
Статус: Действующий
Дата: 2000-02-22
Тип информации: Документы
Территория: Российская Федерация
Блок: Землепользование. Недропользование. Природоохрана
Орган: Правительство России и СССРПравительство России
Позиционируется в разделах: Международное право, международные отношения\Международное сотрудничество в области экологии и охраны здоровья населения\Сотрудничество в области экологии и охраны окружающей среды

главная новостройки недвижимость: базы аренда квартир помещения доска объявлений ипотека
элитка справочники планы квартир земля подмосковье оценка о компании
:: все о недвижимости Главная страницаmail@novostroy.ru
      ©  1999-2005 Создание и поддержка RAIN-media
Здесь может быть Ваша реклама!

По вопросам размещения рекламы:
обращайтесь
Разработка интернет-решений:
обращайтесь

Рейтинг@Mail.ru Rambler's Top100 Rambler's Top100
обратите внимание